Dienstag, 12. November 2019

Обида и прощение

Решила разобраться в том, откуда берутся обиды, как от них избавляться и можно ли их предотвратить. 
В толковых словарях дается определение обиды как чувства острого переживания несправедливости по отношению к кому бы то ни было. То есть, речь идет о моей оценке чьего-либо поведения.
Так как справедливость – понятие не только многогранное, но и субъективное, то представление о том, что справедливо, а что – нет, как и реакция на один и тот же поступок, может сильно отличаться от человека к человеку. Причем, речь идет не только о реакции на поведение людей, входящих в мой близкий круг общения, но и на поступки тех, кто находится за его пределами.
Поскольку в существующем мире можно столкнуться с той или иной несправедливостью достаточно часто, то, ожидая справедливости от других, очень велик риск, постоянно быть обиженной, то есть, лишенной приятных ощущений, а значит, и счастья.
В общем, обида – это негативная реакция человека на несоответствие чьего-то поведения его ожиданиям, основанным на привитых семьей и обществом представлениях о справедливости.
Получается, что обида, как и разочарование, является не столько результатом действий другого человека, сколько следствием моих неоправданных надежд. То есть, пока я ожидаю от других справедливости, всегда существует вероятность того, что я буду обижена. Из этого можно сделать следующий вывод: чтобы предотвратить возникновение обид, следует прекратить ожидать от других справедливости, тем более, что у каждого она своя.
Если же обида уже есть, то как я могу от нее избавиться? Изначально я считала, что только обидчик мог меня избавить от нее, извинившись и исправив допущенную ошибку. Позже я пришла к выводу, что при таком подходе мое самочувствие зависит от действий других людей, и если они не захотят извиняться или менять свое поведение, то я обречена жить с постоянным негативом внутри себя. Такая перспектива как-то не вдохновляла. А как самой простить человека, поступившего со мной несправедливо, тоже было непонятно. Да и определение прощения в толковых словарях не несло в себе подсказки, как это сделать.
Чтобы в этом разобраться, я решила проанализировать пару ситуаций из своей жизни. Одна из них произошла, когда я училась в восьмом классе.
Как-то моя мама пришла в школу к завучу, чтобы прояснить ситуацию с моей успеваемостью. Так как после беседы еще оставалось какое-то время до начала следующего урока, завуч предложила ей пообщаться и с другими учителями. У последнего из них незадолго до этого был неприятный инцидент с некоторыми из моих одноклассников. К моему изумлению все эти неприглядные поступки учитель приписала мне. От такой несправедливости я была просто в шоке. И что бы я не пыталась говорить в свою защиту, она продолжала меня обвинять, подчеркивая, что она пожилая женщина и врать не будет.
После этого случая каждый раз, когда я была на ее уроках, неприятные ощущения возвращались ко мне вновь и вновь. Только когда я ушла из школы и больше с ней не сталкивалась, они исчезли. В дальнейшем, если я и вспоминала этот эпизод, то реагировала на него уже спокойно.
Приведу еще один пример, уже из недавнего прошлого. Вылечившись от гепатита С, я начала набирать вес. Чтобы сбросить его, я решила начать бегать. Мой муж изъявил желание составить мне компанию, пообещав, что будет бегать со мной каждый день. Правда, с исполнением обещанного возникли сложности. У него частенько бывали ситуации, когда ему приходилось допоздна оставаться на работе. При этом он говорил, что задержится всего на несколько минут, и мы успеем побегать вместе.
Каждый раз, оставаясь без пробежки, я возмущалась, он извинялся и обещал, что в дальнейшем обязательно будет информировать меня вовремя, если придется остаться на работе подольше, но существенно ничего не менялось.
Получился какой-то заколдованный круг, который вел лишь к нарастанию напряженности в наших отношениях.
В какой-то момент мне надоело оказываться в одной и той же неприятной для себя ситуации, и я решила начать бегать сама, перенеся свои пробежки с вечера на утро. Когда же у мужа возникало желание побегать после работы, я с удовольствием составляла ему компанию. На этом повод для обид был исчерпан.
Получается, что одной из возможностей избавления от обиды является прекращение контакта с человеком, который ведет себя несправедливо по отношению ко мне. Этот способ достаточно радикален, да и не всегда у человека есть возможность воспользоваться им сразу, как это было в моем случае.
Если же посмотреть на второй эпизод из моей жизни, то можно сделать следующие выводы:
Для того, чтобы простить другого человека, то есть, перестать на него обижаться, не обязательно, чтобы он изменил свое поведение, достаточно начать полагаться только на себя, создавая комфортную для себя ситуацию самостоятельно. В итоге исчезают ожидания, как и связанные с ними последствия в виде обид, скандалов и мести. Да и прощать никого не нужно.


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen